?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чтобы помнили...

Решила разместить тут свой текст про Херлуфа Бидструпа, который модератор не принял у меня в сообществе "Чтобы помнили".
По каким-то причинам автор этого сообщества, посвященном ушедшим из жизни деятелям искусства, решил в нем разместить постинг на тему ливано-израильского конфликта, с фотографиями жертв "злобных израильтян" и высказываниями сожаления по поводу страданий несчастных ливанцев.
Причем ответственность за эти страдания была однозначно возложена на Израиль.
Свои мысли по поводу развернувшейся дискуссии по этому поводу я даже не хочу озвучивать. Потому как на любые аргументы и об'яснения ситуации ответы следовали в духе... Ну понятно, в каком духе.

Я встречала подобное на некоторых рунетовских помойках, но в этом сообществе, честно говоря, встретить это было полной неожиданностья. Особенно с учетом продекларированной аполитичности сообщества.

Короче, мой постинг, посвященный Херлуфу Бидструпу, был отвергнут и сопровожден комментарием "Не считай себя самой умной".

Ну что ж, очень жаль.
Отвергнутый текст помещаю у себя в журнале, а сообщество это придется вычеркнуть для себя из "моего списочка".

Итак..

Бидструп Херлуф (1912-1988), датский художник-карикатурист

"Гуманизм"



Я помню 4 довольно потрепанных тома его карикатур, стоявшие на книжной полочке в доме моих родителей.
Рассматривать их было интересно так же, как читать книжку : там были серии «о воспитании детей», «о любви», «о животных» и многое-многое другое.
Ну и, конечно, политическая сатира. Этот том интересовал меня меньше всего, надо сказать.
И только взрослея, я оценила, насколько его, казалось бы, карикатуры «на злободневную тему», сохранили свою актуальность и сейчас.
О чем это говорит? По-моему, о том, что художнику удалось увидеть в сиюминутной злободневности те проблемы, которые присутствуют всегда и показать их таким образом, что и через почти 50 лет не устарели эти старенькие томики с его комиксами.
Но давайте дадим слово самому художнику:
«Карикатура означает преувеличение, но чаще всего она понимается как искажение. Я, однако, никогда не искажал действительность, но часто пользуюсь карикатурой как способом преувеличения. Она должна создать у зрителя такое же сильное впечатление, какое изображенный произвел на рисующего. Острота восприятия рисунка, сделанного черным штрихом на гладком листе белой бумаги, да еще в значительно уменьшенном виде, естественно, слабее впечатления от действительности, значит - потерянное должно быть восполнено другим способом.

Карикатура на политического противника удается лучше всего тогда, когда она изображает не только данное лицо, но и раскрывает проводимую им политику. Главный удар наносишь ведь по политике, а не по политику.

Вообще я никогда не мог понять, почему вызывать смех считается занятием более низменным, чем вызывать слезы. На мой взгляд, как смех, так и слезы дают выход чувствам человека, и в основе смеха могут лежать такие же глубокие проблемы, как и в основе слез.»

А вот что сказал о Бидструпе народный художник СССР Борис Ефимов:
«В чем же "секрет" непреходящего успеха творчества Бидструпа, каким волшебным магнитом притягивает оно сердца людей на протяжении многих лет?

Ответ на этот вопрос кроется, на мой взгляд, в простых и мудрых словах самого художника: "Цель сатиры - говорить правду". Это сказано верно и точно. Не только забавлять, не только веселить, не смешить во что бы то ни стало является целью настоящего сатирического искусства, а раскрывать подлинную суть жизненных явлений, зорко увиденных острым, "вооруженным" глазом художника-юмориста. Правду жизни он показывает сквозь призму комического преувеличения или гротеска, он заставляет зрителя улыбаться, смеяться, хохотать, но от этого правда не перестает быть правдой.»

"Помощь развивающимся странам"


Херлуф Бидструп родился в Германии незадолго до первой мировой войны.
Его отец, датчанин, был маляром и еще до первой мировой войныо времени уехал из Дании и жил своим ремеслом, кочуя с места на место. Так он пространствовал двенадцать лет и побывал даже в Палестине и Египте. Возвращаясь на родину, он застрял в Берлине, где женился и где впоследствии родился Херлуф. Именно отец стал его первым учителем.

Положение в Германии с началом войны стало очень тяжелым. Семья Бидструпов голодала, в довершение всего отца арестовали по подозрению в шпионаже. Выйдя из тюрьмы, он решил вернуться на родину, и Бидструпы перебрались в Данию.

Жизнь в Дании тоже не была совершенно безоблачна, но тем не менее, ситуация постепенно налаживалась.

Херлуф начал рисовать очень рано, и еще во время учебы в школе как-то само собой было ясно, что он будет художником. В старших классах он уже усердно начал готовиться к поступлению в Королевскую Академию художеств.

После окончания учебы в Академии Херлуф очутился фактически на улице, в плачевном положении. Нужно было решать что же делать дальше: жить на шее у родителей не хотелось. Какое-то время Херлуф перебивался случайными заработками. Например, иллюстрируя велосипедные гонки или в роли художника в одном из копенгагенских ревю. Какое-то время Бидструп просто волонтерил в газете как художник-карикатурист – просто для приобретения опыта. Но работа в газете оказалась для него увлекательной, и однажды он наконец получил предложение заместить в правительственном органе, газете "Сосиал-демократен", художника, который отправлялся в путешествие.
Потекли гонорары, и Херлуф смог купить себе автомашину и домик для родителей. Т.е. лично для него все складывалось замечательно. Но на фоне набирающего силу фашизма его собственная политическая позиция все больше и больше расходилась с позицией «умиротворения Гитлера» правительства Дании. Не встречая сопротивления, Гитлер захватил Саар, Австрию и Чехословакию. Захват последней был преподнесен в датской печати под заголовком "Мир в наше время".



Газета "Сосиал-демократен" также была восторженным сторонником политики Чемберлена. В этой связи Бидструп впервые сделал серию рисунков, имевших двоякий смысл. Время фашистской оккупации Бидструп с семьей пережил в датской деревне.
В конце концов Бидструп ушел из "Сосиал-демократен", несмотря на то, что к тому моменту он был самым высокооплачиваемым сотрудником. Как он сам сказал: « Я ушел не только по политическим, но и по творческим соображениям. Я понял, что, если мне не позволят говорить то, что я думаю, а тем более если меня заставят поступаться моими убеждениями, я буду рисовать все хуже и хуже.»

В послевоенные годы основное направление его творчества – политическая карикатура.

Приходится только удивляться тому, до какой степени не потеряли актуальности его карикатуры тех лет.

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
kirulya
Aug. 5th, 2006 04:56 pm (UTC)
У маминой подруги был большой двухтомник Бидструпа. Я любила ходить к ней в гости. Они садились поболтать, а я рассматривала карикатуры. До сих пор помню.
korolana
Aug. 5th, 2006 05:05 pm (UTC)
У нас еще помимо 4-х томника был еще 2-томник с иллюстрациями на тему истории мира, от его сотворения. Карикатуры по стилю очень похожи на Бидструповские и очень интаересные, но я не помню точно его ли..
А книжки остались у мамы, на Украине.
Бидструповские книжки в детстве были одними из моих любимых "по рассматриванию".
Правда, мне больше нравились картинки на семейные темы, чем на политические.
(no subject) - kirulya - Aug. 5th, 2006 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - korolana - Aug. 5th, 2006 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tatale - Aug. 5th, 2006 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - korolana - Aug. 6th, 2006 11:49 am (UTC) - Expand
volna3
Aug. 5th, 2006 05:04 pm (UTC)
Творчество ныне почти забытого Бидструпа люблю с детства. Спасибо за смелость и выдержку в сообществе. А мальчик казался интеллегентом поначалу. Как он здорово мухи с котлетами выложил. А сверху все припудрил идеей миротворческой.

ПыСы Извините, сунула коммент не туда. Пришлось стереть и снова написать.
korolana
Aug. 5th, 2006 05:09 pm (UTC)
Очень неожиданной в этом сообществе для меня эта склока оказалась.
Спасибо за поддержку.

И мужества вам там... Хоть бы поскорее все это осталось позади! (я о ливано-израильской войне)
(no subject) - volna3 - Aug. 5th, 2006 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_san - Aug. 10th, 2006 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - korolana - Aug. 11th, 2006 10:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_san - Aug. 12th, 2006 07:03 am (UTC) - Expand
benzonotov
Aug. 5th, 2006 05:32 pm (UTC)
Ну что ж делать, если не нравится товарищу модератору Бидструп :)
И коммент Ваш он потер очень оперативно.
korolana
Aug. 5th, 2006 05:55 pm (UTC)
Да я и не удивилась.
Собственно, это было вполне ожидаемо.
Ну, хоть кто-то успел прочесть - и хорошо.
mama_rimma
Aug. 5th, 2006 06:16 pm (UTC)
Я вас зафрэндила, прочитав ваши очень толковые комментарии в "чтобы помнили". Жму руку, жаль только, что мало кто вас услышал.
korolana
Aug. 6th, 2006 11:51 am (UTC)
Спасибо. Взаимно.
(no subject) - alek_san - Aug. 10th, 2006 05:13 pm (UTC) - Expand
tatale
Aug. 5th, 2006 07:12 pm (UTC)
Ланочка, не бери до головы! Обидно, конечно, но ничего, переживем.:)))
А вот я, кстати, и ссылочку на Эффеля нашла. Улыбнись!
http://effel.by.ru/
e0stre
Aug. 5th, 2006 09:01 pm (UTC)
он был завзятый коммуняка, этот Бидструп. Хороший карикатурист, но его убеждения девальвируют его творчество в моих беспристрастных глазах.
korolana
Aug. 6th, 2006 12:19 pm (UTC)
Я делаю скидку на время.

"Поле веяний" в обществе, как я это называю, в каждый период времени разное. Много всяких событий в мире на это влияет.
Тогда это были 60-е.. Общество в целом было скорее "левым", чем "правым". Сдвиг вправо начался относительно недавно, вообще-то.
И многие очень симпатичные мне люди, безусловно честные и порядочные, были "левыми": сочувствовали Советскому Союзу и "простым бедным людям", которым гнетет злобный империализм. Среди них были в том числе и чисто по-человечески очень симпатичные лично мне Бидструп, Генрих Белль, Анна Зегерс.

Гуманистические и общечеловеческие идеи именно тогда (в конце 60-х) как-то сформировались и были озвучены. Да много-много: Бертран Рассел, и тот же Сахаров, Хемингуэй, Ремарк, наши "шестидесятники", включая КСП-шное движение и диссидентов - это все оттуда, из романтических 60-х.

Понять, к чему в итоге это может привести, было на самом деле не так уж и просто.

Я стараюсь идеи от людей отделять.
(no subject) - e0stre - Aug. 6th, 2006 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - korolana - Aug. 6th, 2006 02:11 pm (UTC) - Expand
ritash
Aug. 5th, 2006 09:30 pm (UTC)
Спасибо, что напомнили. У меня до сих пор сохранились 2 томика, я очень их любила в детстве, и сейчас с удовольствием смотрю. 1955 год, издано в Берлине
korolana
Aug. 6th, 2006 12:21 pm (UTC)
У нас было другое издание, советское. Еще помню на той же полке томики карикатур Жака Эффеля (как мне тут уже напомнили). Тоже любила их разглядывать.
sthinks
Aug. 5th, 2006 11:08 pm (UTC)
Да, из "чтобы помнили" придется уходить. Пока продолжаю странную беседу с модератором, но очевидно недолго осталось.
Зато можно включить в список друзей Вас.
korolana
Aug. 6th, 2006 12:24 pm (UTC)
Спасибо.
Я уже ушла, конечно.
a_garvey
Aug. 6th, 2006 01:33 am (UTC)
Оттуда сейчас многие уйдут. В том числе - sashka_blo, которого дискуссия убедила в неправоте модератора.
korolana
Aug. 6th, 2006 12:33 pm (UTC)
Ну.. Как-то меня меньше всего этот юзер интересует.
А чем больше людей оттуда уйдет - тем лучше.
andrey_g очень старательно пиарил это сообщество в период его создания где только можно.
И вот, когда народу набралось достаточно, решил начать подбавить в "чистое искусство" еще и политику.
Может, у меня паранойя, конечно, но что-то мне видится в этом такое.. заказное. С учетом того, что в России власти начали воспринимать Интернет как часть СМИ. Обычные-то СМИ уже давно под контролем..
Есть ощущение того, что пропагандистская машина начала прорабатывать и это направление тоже.

PS А возможно, это я просто "ушиблена" Советским Союзом сильно, вот и вижу черных кошек, там где их нет.. Не знаю.
(no subject) - e0stre - Aug. 6th, 2006 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - korolana - Aug. 6th, 2006 02:28 pm (UTC) - Expand
Read more :((( - volna3 - Aug. 7th, 2006 09:21 am (UTC) - Expand
Re: Read more :((( - korolana - Aug. 9th, 2006 02:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - alek_san - Aug. 10th, 2006 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - korolana - Aug. 11th, 2006 10:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_san - Aug. 12th, 2006 07:17 am (UTC) - Expand
mastridia
Apr. 12th, 2007 06:38 pm (UTC)
всегда испытываю неловкость, залезая в чужой журнал, но здесь я почувствовала себя очень уютно. Спасибо за Бидструпа! У нас до сих пор есть эти 4 тома, которые я постоянно рассматривала в детстве.Пыталась понять политические карикатуры, но больше, конечно, мне нравились другие картинки. особенно, где мелькала тема секса - недозволенная в ссср. мне было любопытно и смешно, без оглядки. я даже подсунула один том троюродному брату, который заложил меня родителям как жутко распутную девицу.хорошо, что мои родители понимали, о чем речь...
у бидструпа для меня ценной была психология отношений, характеристика персонажей - точная и выразительная.
Спасибо!
korolana
Apr. 13th, 2007 02:20 am (UTC)
И я в детстве, конечно же, больше разглядывала картинки "с красавицами" :))
Помимо Бидструпа помню еще толстые тома Жана Эйфеля с карикатурами на библейские темы, стоявшие на той же полке.


А из "детских книжек-с-картинками"- совершенно замечательные "Приключения Пифа" с иллюстрациями Сутеева.

ПыСы Что касается журнала как такового - то велкам, конечно. Приятно слышать, что кому-то нравится.
Правда, я не очень активная писательница, больше - читательница :)





( 37 comments — Leave a comment )