?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Таллинн - Петербург (5)

Таллин - Петербург (6): http://korolana.livejournal.com/81554.html

После музея Ахматовой следующий "пункт" нашей культурной программы был новый филиал Эрмитажа в здании Генерального штаба.

Он сравнительно недавно открылся, всего несколько лет как. Проходим через Дворцовую площадь



Идем под арку Генштаба:




Раньше там был внутренний дворик, который теперь перекрыли стеклянным потолком:



Получилось такое светлое внутреннее пространство. Отдельные части здания связаны мостиками со стеклянными стенками. Светло, легко.
Мне понравилось.



Там есть постоянная экспозиция и довольно много временных выставок. Мы решили пойти в галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых.
В принципе, экспозиция понравилась: в-основном, французский импрессионизм - Моне, Ренуар, Дега, Писарро и так далее.
Не понравилось то, что застекленные картины очень сильно отсвечивали :(
Что-то, наверное, надо бы было придумать с освещением, если размещать картины под стеклом.

Не понравились служители там. Ну, возможно, нам просто не повезло. Но контраст с Ахматовским музеем был сильный.
Вид из окна Генштаба, "открыточный" такой:



И хотя экспозиция называется "галерея памяти Щукина и братьев Морозовых", о самих этих меценатах как-то информации там было мало. Или мы ее проскочили, не знаю.
Естественно, что Щукин и Морозовы собирали свои коллекции врозь и по-разному. Щукин ориентировался на свой собственный вкус, Морозовы использовали консультантов.
После революции коллекции были национализированы, а сами меценаты успели уехать во Францию. Коллекции перемешали, часть картин осталась в Москве, часть - "переехала" в Петербург, некоторые картины продали за рубеж, некоторые - просто пропали.
Сейчас картины разместили в залах просто "по художникам", без всякой связи с оригинальными коллекциями.
Для сравнения - в галерее Фрика в Нью Йорке картины размещены в доме Фрика и именно так, как он их развешивал. Во многих случаях"соседство" картин дает совсем иную перспективу и иной взгляд на нее.
Ну, в-общем, сами картины в эрмитажной экспозиции, конечно, хороши, но какого-то единства и логики в этой экспозиции я не почувствовала.

Нагулялись там и пошли мимо Исаакиевского собора по Большой Морской к нашей следующей "точке" - дому Половцева, который с довоенных времен принадлежит Союзу архитекторов.
История дома начинается в 18-м веке, одно время тут жил граф д'Артуа - бежавший из Франции брат казненного короля Людовика 16-го, впоследствии - король Карл X. Тут некоторое время жила Екатерина Дашкова, потом особняк переходил из рук в руки,  пока не был куплен известным бароном и банкиром Александром Штиглицем в качестве свадебного подарка для своей приемной дочери Надежды Михайловны. Ходили слухи, что она была внебрачной дочерью великого князя Михаила. Она вышла замуж за статс-секретаря царя Александра Половцева, по имени которого и стал известен этот особняк.
Сам Александр Штиглиц являлся вполне незаурядным человеком. Во второй трети 19-го века он считался самым богатым человеком России. Он был один из основателей общества железных дорог, директором Государственного банка, но в памяти он остался как известный меценат. Благодаря Штиглицу (он выделил деньги из своего личного состояния) было создано училище технического рисования в Петербурге, он же в-основном его и содержал, а также первый в стране музей декоративно-прикладного искусства. Лучшая часть коллекций этого музея позже была передана Эрмитажу. Сейчас это училище называется Мухинским, а мраморный памятник барону-меценату из него выкинули. Ну, может, сейчас вернули? Не знаю.
Особняк известен своими великолепными интерьерами, на создание которых денег не жалели.
Парадная лестница:



Дубовый зал использовался как библиотека. Резные встроенные шкафы для книг были выписаны из Италии



Камин изготовлен флорентийскими мастерами 16-го века из генуэзского и сиенского мрамора, был тоже целиком привезен из Италии



В шкафах за резными "потайными" панелями предусмотрены механизмы для под'ема книг, многие из которых были тяжелыми фолиантами:



Здесь проходили заседания Русского исторического общества, председателем которого был Александр Половцев.

Из Дубового зала мы перешли в Бронзовую гостиную, которую в тот момент как раз готовили к вечернему концерту.
Совершенно уникальный зал! Смотрю сейчас на фотографии и понимаю, что ну никак они не передают впечатления от этого зала.



Потолочный "фонарь": или как это сейчас называьт - "sky light"?



Стены в зеркалах и бронзовых украшениях тончайшег работы:



еще деталь: это на самом деле зеркало в золоченой раме, в котором отражается противоположная стена. В зеркало встроен канделябр. На картинке сверху он включен, а на этой картинке - нет:



Ну в-общем, у меня еще много картинок :) Лаковые двери, каждая из которых сама по себе - шедевр, и так далее.
Ну очень красиво!
А какая нам попалась замечательная служительница! Такая пожилая тетенька - классическая "музейная бабушка", которую просто было не удержать - так много она знала и об особняке, и о его владельцах. Она рассказывала о семье Половцевых ну натурально как о своих родственниках :)
Судьба четырех детей Александра Половцева и Надежды Штиглиц сама по себе тоже интересна, Один из братьев, Петр, был военным и принимал активное участие в событиях 17-18 годов, участвовал в "Белом движении" и оставил очень интересную книгу воспоминаний "Дни затмения", где он написал :
"..мне кажется, что события 1917 года явились лишь завершительным актом 300-летнего периода Русской истории. Настоящая Революция (с большой буквы), бытовая и психологическая, в недрах Русского народа началась после этих событий, продолжается и по сие время, и неизвестно к чему еще приведет, а в 1917 году не могли не казаться смешными потуги к какому-то планомерному созиданию со стороны тех, что разрушил старое. "

После революции особняк был национализирован (ну понятно :) ), из него были вывезены картины, мебель и ковры и он был передан школе профдвижения, а с 1934 - Союзу архитекторов. В последние годы там ведутся довольно интенсивные реставрационнуе работы и особняк открылся также и как музей.

На первом этаже особняка расположен ресторан, куда мы и пошли после экскурсии :) Потолок и стенные панели в ресторане.
Панели - не шелк, как это кажется с первого взгляда, а тисненая кожа :




И еда достаточно вкусная, и обслуживание хорошее, нам понравилось.
Но вот что я тоже заметила во время своей поездки: очень много используется уменьшительных слов - на вывесках, в названиях, в меню.
В меню, например: не "судак", а - "судачок", не "икра" - а "икорочка", не "водка", а - "водочка" и так далее :) Иногда это довольно смешно звучит.
А может, просто непривычно, не знаю.
Но периодически мне чудилась в этом какая-то умильная пошлость и что-то фальшивое. Хотя язык меняется, конечно, поэтому - не знаю.
Возможно, мне просто так показалось из-за отвычки.

После особняка Половцева нам уже пора было спешить на очередной вечерний спектакль. В этот раз - в Михайловский театр на балет "Корсар".
Раньше на балеты я чаще ходила именно сюда, т.к. в Мариинский на них было не попасть, а в Михайловский билеты практически всегда были.

Идем "красивой дорогой" :) - мимо Банковского мостика через канал Грибоедова. Неможко мешает дождь, ну да ничего:



Зал Михайловского театра поменьше Мариинского, но тоже красивый:



Зато публика нам показалась наряднее. И гораздо строже служители. Всех все заставляли сдавать в гардероб.
Причем я помню, что раньше были гардеробы на ярусах, а нынче - только один, на входе.
Нас, например, заставили сдать в гардероб полиэтиленовый пакет :) На вопрос "Почему?" прозвучало "А вы им шуршать будете!" :)

Вполне ожидаемо, после спектакля в гардеробе началась неимоверная свалка :(
Я уже давно в такой толчее не была :( Когда тебя зажимают со всех сторон и толпа, можно сказать, несет.
Дети плачут, боясь, что они потеряются, народ ругается и друг на друга и на администрацию. Короче - как-то вот этот гардероб нам впечатление о спектакле смазал сильно, надо сказать :(
Еле вырвались оттуда - потные, разгоряченные. А на  улице - ветер и дождь .. Думаю, что именно тогда моя подружка и простыла немного :(
Светло и в принципе можно было бы еще погулять, но - устали и погода в этот вечер не располагала совсем.
Домой, поболтать перед сном за рюмкой чаю (а то мы целый день, проведя вдвоем, не наговорились :) )  - и спать.
В этот раз рано: всего-то в 3 часа ночи :) Ну, все же не в 5 с лишним как накануне :)





Tags:

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
e0stre
Jun. 21st, 2016 09:28 am (UTC)

А нам в Генштабе служительницы как раз все рассказывали и направляли в правильные точки.

korolana
Jun. 21st, 2016 10:00 am (UTC)
Ну я же говорю - просто не повезло, скорее всего.
e0stre
Jun. 21st, 2016 11:58 am (UTC)
не! У вас вид был, конечно, подозрительный!
korolana
Jun. 21st, 2016 12:23 pm (UTC)
:) Это скорее у тебя вид был "иностранный", потому к теб и со всем уважением :)
А мы-то че... Две затюханные пенсионерки из провинции.. :)
justnat
Jun. 22nd, 2016 01:08 am (UTC)
Вот эта бронзовая гостиная - она на самом деле, да? :-)
( 5 comments — Leave a comment )